Предыдущий раздел | Меню навигации | Следующий раздел |
Основной целью сглаживания ряда является выделение трендовой компоненты процесса. При сглаживании временного ряда в большей или меньшей степени нивелируется влияние нерегулярной составляющей отклика, так что сглаженный ряд фактически оказывается (в рамках классической модели) суперпозицией тренда и циклической (и возможно сезонной) составляющих процесса, что облегчает их дальнейшее исследование. Обычно используется метод скользящего среднего или метод экспоненциального сглаживания; оба метода несколько субъективны в отношении выбора параметров сглаживания, но именно в корректном выборе параметров и проявляется мастерство и интуиция исследователя.
Мы рассмотрим оба указанных метода сглаживания на примере данных о количестве произведенных всеми отделениями фирмы General Motors Corp транспортных средств - грузовиков, легковых машин и автобусов - за 23-летний период с 1970 по 1992 год (данные Moody's Handbook of Common Stocks, 1993).
Вы можете сами загрузить таблицу с исходными данными в формате Quattro Pro, или в формате Excel, или просто ввести приведенные величины в любимый Вами табличный процессор, и построить график, выбрав в качестве оси X годы, а в качестве первой серии наблюдений – объемы продаж. Результат должен быть похож на приведенный рисунок.
Год | Млн. ед. | Год | Млн. ед. | Год | Млн. ед. |
1970 | 5.3 | 1978 | 9.5 | 1986 | 8.6 |
1971 | 7.8 | 1979 | 9.0 | 1987 | 7.8 |
1972 | 7.8 | 1980 | 7.1 | 1988 | 8.1 |
1973 | 8.7 | 1981 | 6.8 | 1989 | 7.9 |
1974 | 6.7 | 1982 | 6.2 | 1990 | 7.5 |
1975 | 6.6 | 1983 | 7.8 | 1991 | 7.0 |
1976 | 8.6 | 1984 | 8.3 | 1992 | 7.2 |
1977 | 9.1 | 1985 | 9.3 |
Предыдущий раздел | Меню навигации | Следующий раздел |